Поправки существенны: Земельный кодекс дополнен новыми главами, изменен порядок и основания предоставления участков. Коррективы направлены на сокращение административных процедур при оформлении прав на земельные участки, на стимулирование использования публичных земель в социальных целях.
Несколько важных изменений внесены в Земельный кодекс РФ. Включена новая глава V.1, которая регламентирует порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Теперь, согласно статье 39.1, решение органа власти требуется только в случае безвозмездного предоставления земельного участка в собственность или в постоянное (бессрочное) пользование. Во всех остальных случаях, предполагающих конкурсные процедуры и платную основу, необходимо использовать акт гражданско-правового характера — договор. Важные изменения несет пункт 5 статьи 39.6 Земельного кодекса, согласно которому земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, предоставляется в аренду однократно для возведения этого объекта.
Кроме того, Земельный кодекс в новой редакции (пункт 2.1 статьи 46) предусматривает, что аренда участка может быть прекращена по требованию арендодателя, если будет нарушен график освоения указанной территории или договор комплексного освоения территории, заключенный в отношении такого земельного участка или образованных из него участков, будет расторгнут. Данная норма направлена на стимулирование застройщиков к соблюдению сроков строительства на публичной земле.
В Земельный кодекс включена новая глава V.2, где появляется возможность при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществить процедуру обмена участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности. Определенные изменения, направленные на «адаптацию» норм федерального законодательства, произошли в сфере местного права.
Земельные правоотношения — это одна из наиболее динамично развивающихся, требующих постоянного анализа и правового регулирования сфер общественных отношений. Насколько внесенные изменения повлияют на более эффективное использование земли как основного ресурса, в настоящее время сложно прогнозировать, но определенное стремление законодателя в этом направлении очевидно. Осталось его подкрепить эффективной правоприменительной практикой.